Наука сна: как работают сонники и можно ли им доверять правка
Пару декад назад сонники теснились на книжных полках рядом с сочинениями в духе «Имя — судьба», зато теперь обрели второе дыхание и поселились в наших смартфонах. Их вариации разнятся, толкователи на любой вкус и цвет предлагают интерпретации самых причудливых снов. Есть в них толика правды? Super разобрался, откуда взялись сонники и стоит ли им доверять. правка
правка
Как появились сонники
Хотя сонники в их нынешнем виде скорее изобретение новейшего времени, составлять их начали не вчера. Ходят слухи, что первые в истории толкователи разрабатывали древние египтяне. Наиболее массивным считается сонник Кенхерхепешефа — часть архива придворного писца, жившего в период Нового царства (с 1580 по 1090 год до н. э.).
Древние египтяне воспринимали сон как особое состояние, в которое погружается спящий, а также пространство, управляемое своими божествами и законами. Контакты с сущностями из мира снов считались опасными, а потому сонник для египтян был не салонным развлечением, а чем-то вроде инструкции по выживанию. На папирусах присутствовали не только интерпретации, но и ритуалы для защиты от злых духов, заверенные, предположительно, жрецами.
Другой античный бестселлер о снах — «Онейрокритика» в пяти томах авторства некого Артемидора Далдианского. Он написал ее и сгинул, но в процессе вымарал из сна духов и божеств. Но мистицизм не удалось устранить полностью: так, Далдианский, например, предположил, что все сновидения делятся на обычные и провидческие. Последние могли быть прямосозерцательными (говорить о событиях будущего прямо) и аллегорическими (предсказывать будущее через образы). В качестве примера Артемидор приводит пассажи, до боли похожие на современные: «Заливные луга на пользу одним лишь пастухам, для остальных же они означают безработицу, а для путников — препятствия, потому что эти луга бездорожны».
Затем пришла христианская церковь, а потому на толкования сновидений наложили табу. Впрочем, не все отвернулись от сонников, некоторые схоласты (средневековые философы, рассуждающие о Боге в категориях логики) искали им применение и озвучивали любопытные мысли. Например, ученые мужи считали, что сны могут содержать божественное откровение, поэтому игнорировать их себе дороже.
Официальное вето не говорит о том, что литература не ходила в народе. Из рук в руки передавался такой труд, как сонник Даниила — распространившийся по средневековой Европе толкователь. Медицина тех времен печально известна своей негуманностью, а потому сонники обосновались и там: так, некоторые врачи предпочитали диагностировать заболевания по сочинению испанского алхимика Арнольда из Виллановы.
Поползновения в сторону сонников были и в Новое время, но благородный лоск в начале двадцатого века им придал психолог Зигмунд Фрейд. Он предположил, что ментальные расстройства могут возникать не по физиологическим причинам (тогда это было не так очевидно), а поэтому интересовался неочевидными проявлениями психики — оттуда «оговорки по Фрейду» и пристальное внимание к снам. Фрейд написал монографию «Толкование сновидений» в 1900 году, дав зеленый свет выпуску толкователей для масс. Спустя год мир увидел знаменитый сонник американского психолога Густава Хиндмана Миллера.
Потом сновидения по-всякому трактовались и последователями Фрейда, и никак не связанными с ним людьми. Сейчас сонники занимают скорее эзотерическую нишу и схожи с гороскопами на каждый день — откуда взялись толкования, роли не играет, важен оперативный и однозначный ответ на вопрос пользователя о том, что готовит ему день грядущий.
Работают ли сонники на самом деле
Связь между приснившимся сном и событиями в будущем не слишком очевидна. Чтобы поверить в нее, нужно либо принять специфическую природу сновидений (что сны, например, не продукт мозговой активности, а некое сверхъестественное озарение), либо допустить наличие у сновидца экстрасенсорных способностей. Из второго положения сделать универсальный вывод сложно, поэтому разберемся с первым. Для этого вспомним, что мы знаем о снах.
В научной среде принято думать, что сновидения — это продукт деятельности мозга во время сна. При этом образы, увиденные во снах, возникают не стихийно, а закладываются в наше сознание, пока мы бодрствуем. По сути, когда мы спим, мозг «выплевывает» сборную солянку из эмоций и впечатлений, накопленных нами за последние дни.
При этом чередовать повседневные образы мозгу скучно, поэтому время от времени видения разбавляются неожиданными деталями: например, вам может присниться, как ваш респектабельный знакомый разъезжает перед вами на моноцикле, непринужденно жонглируя бананами. Это тоже неслучайно: во всем повинен ответственный за концентрацию внимания нейромедиатор норадреналин. Во время сна его выработка нарушается, что ведет к размытости и сюрреалистичности образов, конструируемых мозгом.
Если сновидения и связаны с нашей жизнью, то скорее с прошлым и настоящим, нежели с будущим. Конечно, их сюжеты помогают подсветить важные для сновидца вещи и могут содержать в себе «подсказки» к ситуациям из реальной жизни. Например, популярна легенда о том, что Дмитрию Менделееву приснилась периодическая таблица химических элементов. Очевидно, ученый достаточно размышлял о ней накануне, что отразилось на увиденном во сне.
Поэтому поп-сонники с прямодушными интерпретациями в стиле «приснилась черная кошка — это к смерти», конечно, неэффективны и сделаны на потеху публике. Но нельзя отрицать, что сны дают пищу для размышлений: учитывая, что во сне мозг перерабатывает впечатления, наверх всплывают самые неизгладимые. То есть внимательная инспекция увиденного может предоставить ответы на не всегда находящиеся на поверхности, но волнующие вопросы.
Схожую мысль развивал ученик Фрейда, впоследствии разорвавший с ним отношения, швейцарский психоаналитик Карл Юнг. Он считал, что в снах находит воплощение содержание бессознательного — части нашей психики, скрытой от бдительного контроля разума. Это само по себе ценно, поэтому человеку, утверждал Юнг, не стоит отмежевываться от увиденного, лучше при желании препарировать образы и добраться до истины. Тут желающему ступить на тропу самоанализа пригодится изобретенный Юнгом метод свободных ассоциаций.
Если не хотите есть себя поедом ради бессознательного, можно следовать другой тактике. Ее выдвинул еще один представитель психоаналитической плеяды — Альфред Адлер. Он полагал, что в сновидениях могут крыться неосознаваемые жизненные планы. Однако изощряться в интерпретациях, по Адлеру, не стоит, ведь сон уже является творчеством и способен воздействовать на человека терапевтически. Поэтому лучше прожить увиденное, что бы это ни значило, и по нему ориентироваться в жизни дальше.
Что получаем в сухом остатке? Толкования снов можно условно разделить на две группы: эзотерические, как в сонниках, и психологические (необязательные строго по Юнгу или по Адлеру). И если первые мы отвергаем за недостоверностью, ко вторым имеет смысл присмотреться как к части процесса самопознания. А для большей результативности обратиться к грамотному психологу, который безболезненно проведет вас по сумрачным кущам разума.